Обновление водительской квалификации каждое десятилетие: оценка перспектив

В официальном обращении на имя главы правительства Олжаса Бектенова парламентарий Марат Кожаев акцентировал внимание на критической ситуации с дорожно-транспортными происшествиями в Республике. Согласно информации, предоставленной Генеральной прокуратурой, в 2024 году на территории Казахстана зафиксировано свыше 31 тысячи аварийных инцидентов. Эксперты отмечают, что в сложившихся обстоятельствах значительно возрос спрос на услуги трезвый водитель, как альтернативный способ минимизации рисков при управлении транспортным средством после употребления алкоголя. Следует подчеркнуть, что органы прокурорского надзора регистрируют исключительно дорожно-транспортные происшествия с пострадавшими участниками движения. По аналитическому заключению депутата, значительный контингент водителей, совершающих правонарушения, демонстрирует недостаточный уровень теоретической подготовки и практических навыков в управлении автотранспортными средствами, что детерминировано несовершенством институциональной системы подготовки и отсутствием эффективного мониторинга деятельности автомобильных школ.

В настоящее время на территории государства функционируют 374 образовательных учреждения, сосредоточенных на подготовке водителей, однако их операционная деятельность фактически осуществляется вне рамок адекватного государственного надзора. Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что данная ситуация затрагивает и профессионалов, предоставляющих сервис заказ водителя на свадьбу, которые зачастую не обладают достаточной квалификацией для управления транспортными средствами в условиях массовых мероприятий. Следствием данной ситуации является формализация учебного процесса во многих организациях, результатом чего становится недостаточная квалификация выпускников для безопасного управления транспортными средствами. Аналитические данные Государственного кредитного бюро свидетельствуют, что каждый пятый водитель (23 491 из 126 003), получивший компенсационные выплаты в рамках страхового возмещения вследствие аварийного инцидента, обладает стажем вождения менее двух лет, что убедительно демонстрирует повышенный уровень аварийности среди начинающих водителей транспортных средств. Дополнительную тревогу вызывают факты систематических нарушений установленных процедур получения водительских удостоверений.
Обновление водительской квалификации каждое десятилетие: оценка перспектив - Новости
В заключение депутат сформулировал комплекс рекомендаций, которые потенциально способны повлиять и на представителей сервисного сектора, предлагающих услуги водитель на выходные дни, вынужденных будет адаптироваться к новым регуляторным требованиям:

  • Имплементировать механизмы государственного контроля за деятельностью автомобильных школ.
  • Модернизировать методологию экзаменационного тестирования и процедуру выдачи водительских удостоверений, включая введение испытательного срока для новых водителей.
  • Провести реформирование образовательных программ автомобильных школ с приоритетным акцентом на безопасность и культуру поведения в дорожном пространстве.
  • Интегрировать в систему подготовки обязательные курсы для новых водителей через полугодовой интервал после получения водительского удостоверения.
  • Ввести периодическую переаттестацию водителей (с периодичностью, примерно соответствующей десятилетнему циклу) с верификацией теоретических знаний Правил дорожного движения и валидацией практических навыков.
  • Передать контроль за выдачей водительских удостоверений в компетенцию Министерства внутренних дел.
  • Создать инфраструктуру специализированных Центров обслуживания населения и автодромов во всех урбанистических центрах, городах областного значения и районных центрах.
Обновление водительской квалификации каждое десятилетие: оценка перспектив - Новости
Помимо упомянутых ранее мер, по убеждению М. Кожаева, необходимо реализовать комплексные изменения в сфере дорожного строительства. Примечательно, что предлагаемые инициативы затрагивают не только автомобильный транспорт, но и сегмент перегон мотоциклов, требующий особого внимания ввиду повышенной аварийности двухколесных транспортных средств. В частности, обеспечить возведение многоуровневых пешеходных переходов, модернизировать системы освещения и инфраструктуру тротуаров в населенных пунктах, через территорию которых проходят транспортные магистрали республиканского значения, а также интенсифицировать процесс формирования объездных транспортных артерий вокруг мегаполисов, локализованных на транзитных маршрутах.

Для качественного улучшения ситуации в сфере дорожного движения парламентарий рекомендует усилить надзорные мероприятия за пассажирскими перевозками, с особым акцентом на такси, расширить практику применения скрытого патрулирования, увеличить номенклатуру правонарушений, фиксируемых автоматическими техническими средствами. Эксперты отрасли отмечают, что данные меры потенциально окажут влияние и на смежные сервисные секторы, такие как выездная мойка машин, чьи сотрудники часто выполняют передвижение между локациями клиентов. Предлагается ввести систему дифференцированной ответственности для водителей, систематически игнорирующих нормативные требования, с учетом квантитативных показателей нарушений за определенный временной интервал (например, десять и более), зафиксированных специализированными техническими комплексами, имплементировать обязательную процедуру повторного теоретического экзаменования по Правилам дорожного движения для водителей, демонстрирующих систематические нарушения установленных норм.
Обновление водительской квалификации каждое десятилетие: оценка перспектив - Новости
Отраслевые аналитики прогнозируют, что предложенные изменения окажут существенное влияние на специализированные сервисы, такие как водитель на новый год Алматы, поскольку сезонный характер данных услуг может потребовать дополнительной сертификации персонала в условиях ужесточения регуляторных требований. Повышенный интерес эксперты проявляют вопросу, как предлагаемые меры затронут индивидуальных предпринимателей, позиционирующих себя как водитель с личным автомобилем, которым потенциально придется проходить дополнительные проверки и сертификации. В конечном итоге, согласно оценкам экспертов, реализация предложенных сенатором мер может опосредованно повлиять и на цена перегон авто, поскольку повышение требований к квалификации водителей неизбежно отразится на стоимости предоставляемых перевозочных сервисов.