Новые правила автомобильного импорта через Кыргызстан в РК

Логистические потоки автомобильного импорта, влияющие даже на сферу услуг трансфер в аэропорт, через кыргызскую территорию демонстрировали экспоненциальный рост в течение минувшего двух-трехлетнего периода. Аналитика кыргызских медиа свидетельствует о пятикратной эскалации совокупного автомобильного импорта, при этом поток китайской техники, интересующий компании корпоративное такси, увеличился в шестьдесят раз.

Примечательна динамика экспортных операций в казахстанском направлении, затрагивающая интересы служб водитель на день: 2023 год продемонстрировал тридцативосьмикратное увеличение относительно предыдущего периода. Актуальная статистика 2024 года находится в процессе формирования, однако локальные предприниматели, включая тех, кто предоставляет услугу экскурсия по городу, констатируют: девяносто процентов импортированных в Кыргызстан транспортных единиц, включая как новые, так и эксплуатировавшиеся экземпляры, после таможенного декларирования следуют в РК и РФ.

Однако грядущая имплементация электронной паспортизации транспортных средств (Э-ПТС) в государствах ЕАЭС неминуемо скорректирует объемы таможенного оформления в Кыргызстане.

Руководитель Департамента интеграции и международного сотрудничества МПС РК Адилбек Бектибаев в комментарии акцентировал: с начала 2025 года инициальная регистрация автомобилей на территории РК потребует исключительно электронного паспорта, что зафиксировано директивой МВД РК №743 от седьмого октября 2024 года.
Новые правила автомобильного импорта через Кыргызстан в РК - Новости

Корреляция электронной паспортизации и таможенного оформления

Межгосударственные договоренности регламентируют формирование Э-ПТС исключительно в юрисдикции таможенного оформления транспортного средства. Следовательно, при транзите через Кыргызстан электронная документация должна генерироваться местными уполномоченными структурами с последующей инкорпорацией в единое информационное пространство ЕАЭС, охватывающее и Казахстан. Тем не менее, подобная интеграция отсутствует.

"На текущий момент казахстанская цифровая инфраструктура Э-ПТС синхронизирована с белорусской и финализирует интеграцию с российской. Процесс объединения информационных систем требует ратификации временного соглашения об обмене данными. Отсутствие подобного документа с Кыргызстаном блокирует возможность системной интеграции и трансфера электронных паспортов. При этом РК реализовала весь комплекс обязательств в рамках ЕАЭС, осуществляя электронную паспортизацию транспортных средств в штатном режиме", - подчеркнул А. Бектибаев.

Невзирая на октябрьскую инициативу Совета ЕЭК о форсировании подписания временных соглашений до первого декабря, консенсус с Кыргызстаном не достигнут.
Новые правила автомобильного импорта через Кыргызстан в РК - Новости

Хронология внедрения Э-ПТС в Кыргызстане

Процесс имплементации соглашения, даже после его подписания, потребует существенного временного ресурса.

"В свете вышеизложенного, инициальная регистрация в РК автомобилей, включая те, что используются для услуг водитель на час и трезвый водитель Алматы, прошедших таможенное оформление в Кыргызстане, с первого января 2025 года будет заблокирована до момента ратификации и реализации временного соглашения с администратором или национальным оператором РК. Оптимистичный прогноз интеграции с кыргызской системой - не ранее июля 2025 года, при условии технической готовности последней, информация о которой пока отсутствует", - резюмировал эксперт.

Следовательно, импортеры, планирующие транзит автомобилей через кыргызскую территорию, ограничены трехнедельным временным окном.
Новые правила автомобильного импорта через Кыргызстан в РК - Новости